Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Ребенок не идет в детский сад. Часть II. Колонка редакции.

Главная / О нас / Колонка редакции / Ребенок не идет в детский сад. Часть II

Ребенок не идет в детский сад. Часть II

Мы продолжаем говорить о выбранном домашнем варианте воспитания дошкольника.

Для тех, кто не ходит в сад, занятия воспринимаются как основной ресурс социализации. Социализация – это привыкание ребенка к другим людям, умение общаться. Дают ли занятия, на которые вы ходите, достаточно знаний для развития социальных навыков? На занятиях - очень четкая структура: много деток, один педагог, урок, имеющий свою структуру. На занятиях дети, безусловно, учатся работать в группе под руководством взрослого. Но достаточно ли там общения? К сожалению, в Москве и в других крупных городах сейчас ситуация такая, что большинство клубов, предоставляя возможность заниматься, не предоставляет возможности общения. Клуб «Рождество» - это уникальное место, потому что, кроме занятий, там ребенок еще имеет возможность общаться, а также создается круг семей с похожими взглядами на жизнь.

Что же получает ребенок, который ходит на развивающие занятия? Он получает опыт работы в группе: он представляет себе, как выглядят другие дети, как они себя ведут, - но это не дает ему достаточного опыта для общения. Бывает, что ребенок говорит, что не хочет общаться с другими детьми. Иногда ребенок не хочет собирать пазлы, и за этим нежеланием собирать пазлы стоит неумение, связанное с нейропсихологической незрелостью: он не то, что не хочет, а не может. Точно так же, если ребенок не хочет общаться с детьми, нужно исключить ситуацию, что он не умеет этого делать. И надо четко понимать, что занятие – это занятие, а общение – это общение. Как правило, это две разные деятельности для мамы: нужно и занятие организовывать, и общение организовывать. На занятиях ребенок обучается, развивается его интеллект. При общении (причем, общение может быть не всегда окрашено положительными эмоциями, эмоции могут быть сложными), при взаимодействии ребенок получает другой опыт – опыт социальный, который потом очень ему пригодится и в жизни, и в школе. Если вы думаете про опыт общения с другими детьми по-другому, возможно, вашей семье не так важно будет простроить среду общения. На занятиях может возникать среда, для того чтобы пообщаться, поиграть, только благодаря специальным усилиям родителей – когда вы не убегаете сразу, а специально договариваетесь. И тот вопрос, который очень внимательно продумывать для домашних деток, - это среда общения.

Бывает так, что домашний вариант воспитания выбирают люди, которые вообще сами не склонны общаться, – довольно замкнутые, с небольшим кругом друзей и знакомых. Ребенок – часть семьи, поэтому и он не получает большого набора друзей, родственников и знакомых. Но мы, родители, выросли, и мы это количество общения выбрали сами, а у ребенка этого выбора нет, потому что он заложник семейной системы. Пока человек растет, ему нужны товарищи по играм, потому что взрослый не всегда годится на роль товарища по играм, и вообще взрослые по-другому играют. Основной вопрос, который возникает, когда я начинаю говорить, что нужна какая-то среда общения, такой – есть братья и сестры, вот они вместе и играют. Это огромный вопрос, достаточно ли игр с братьям и сестрами.

Иногда бывает, что достаточно игр с братьями и сестрами – это если у ребенка есть хорошая игровая пара среди сиблингов. Игровая пара – это брат или сестра, с которыми идет действительно хорошая игра. Не то чтобы совсем без ссор, но они умеют какое-то время увлеченно играть, и они умеют разговаривать – им друг без друга скучно. Это не значит, что нет конфликтов, но это значит, что дети действительно друг другу многое дают в плане общения. Это, скорее всего, близковозрастные дети – дети с разницей до трех – трех с половиной лет, и когда младший уже не младенец. Бывает, что потом будет игровая пара, но она еще не подросла – второй ребенок мал, ему полгода, год, и с ним не поиграешь по-настоящему. А бывает, что разница в возрасте велика, скажем, пять лет, и братья или сестры есть, но разница в возрасте пока не позволяет играть увлеченно.

Кроме того, то, что касается отношений с братьями и сестрами: в них присутствует один и тот же изначально заложенный расклад ролей. Дети уже рождаются какими-то. Мы их воспитываем, пытаемся менять качества их характера, они растут и меняются сами. В конфигурации сиблингов есть не меняющийся быстро расклад того, кто какой: кто более активный, кто забирает себе больше ролей, кто забирает инициативу в игре. Иногда бывает, что этот ролевой расклад между братьями и сестрами устраивает и младшего, и старшего – они хорошо играют. Но, чем старше становится ребенок, чем ближе к концу дошкольного периода (пять-шесть-семь лет), ему нужно познать какой-то другой опыт, познать другой расклад ролей в игре, кроме, как с братьями и сестрами. Классическая ситуация: старший ребенок из двух-трех близковозрастных сиблингов, возможно, погодков – он привыкает все время рулить и командовать и будет начальником. И он умеет общаться с братьями и сестрами в этих ролях. Но это то, что не подойдет ни в какой другой компании – его не примут в этом качестве. Поскольку основное умение в общении – выстраивать горизонтальные связи, то это огромный вопрос – достаточно ли игр с братьями и сестрами. Смотрите, как у вас складывается. Смотрите, действительно ли они друг другу интересны, и насколько гибкая там система ролей.

Теперь мы обсудим ситуацию, когда ребенок дома, а играть ему не с кем. Это ситуация неблагоприятная. Также неблагоприятная ситуация, когда ребенок не хочет ни общаться, ни обучаться, при этом ему больше, чем четыре года, и вы пробовали разные системы занятий. Если играть не с кем, не будет развиваться часть способностей. Если ребенок не развивает мышцы – не ходит, а ездит на коляске – то он не может пройти большое расстояние, потому что он этим не занимался. Если играть не с кем, будет развиваться только один вид игры – фантазийная игра с самим собой, а все другие типы игры выпадут. Также нужно очень хорошо понимать, что взрослый не может быть партнером в игре.

Один из возникающих вопросов - как подготовить домашнего ребенка в плане общения, а второй вопрос – как подготовить домашнего ребенка к школе (есть мнение, что в саду ребенка и к школе подготовят). Вопрос, как создать среду общения, актуален для начального периода дошкольного детства от трех до пяти: надо выстраивать среду общения изо всех сил, чтобы эта возможность развивалась. В плане общения ситуации могут быть очень и очень разные. Если семья многодетная, предполагается, что общения много, есть другие семьи, есть другие дети. И, действительно, часто бывает так: образуется целый кружок, и там много детей, не только ваши, но и дети-ровесники, и общения достаточно. Бывает, что семья с несколькими детьми живет в полной изоляции и двинутся никуда не может, потому что довольно сложно всех собрать, одеть и состыковать занятия. То есть, если есть круг общения семьи, и там несколько похожих по возрасту и подходящих друг другу как игровая пара детей, то можно успокаиваться. Получается, что общение в домашнем варианте (так же, как и подготовленность к школе при домашнем варианте) – зона определенного усилия: вы создаете круг общения или среду, или она не возникает. Ни круг общения не возникнет сам, ни готовность к школе.

Итак, когда ребенку больше, чем пять лет, действительно встает вопрос, как подготовить к школе. И часто, если никто не ходил в сад ни у вас, ни в окружении, и ребенок первенец, родители не оценивают, насколько это важный вопрос – как подготовить к школе. Как мы помним, наверняка, большинство родителей к школе никак не готовились – они просто шли в первый класс, и все. Тогда школа принимала нечитающих и несчитающих детей. Сейчас очень высокие требования к интеллектуальной готовности. Она различается, в зависимости от того, какую школу вы выбираете, но она должна быть, и она часто не возникает сама. Как ни парадоксально, интеллектуальная готовность – самый простой компонент школьной готовности. Если вы дома, и ребенок дома, и у вас нет огромного количества других хлопот или детей, вы будете с ним заниматься, потому что есть такая возможность. И вы набор знаний, умений и навыков сформируете у него, даже если не иметь специального образования. Наверняка, вы будете посещать занятия, где вам подскажут, какой это должен быть набор знаний, умений и навыков.

Готовность к школе не состоит только лишь из интеллектуальной готовности. Это один компонент, а все остальные компоненты у домашнего ребенка могут и провисать. Сегодня мы поговорим не про интеллектуальную готовность, а про другой компонент – социальную компетентность, которая тоже является частью готовности ребенка к школе. Ребенок может быть абсолютно интеллектуально подготовлен, но если у него нет социальной компетентности, он не сможет учиться, потому что понимать тонкости взаимодействия других людей, детей и взрослых, – очень важное умение. Очень часто домашний ребенок здесь не силен. Я называю некоторые сложные моменты не для того, чтобы кого-то убедить детей в сад отдавать, но чтобы обозначить именно те, которые требуют особенного внимания и, возможно, усилия.

Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят шecть плюс дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

VVB
Добрый день. Моему Малышу 3 недели. Кормлю грудью. Прикладываю вроде бы правильно, сосет активно, слышу как молоко глотает, губка как положено, захватывает большую часть ареолы. Беспокоит то, что иног...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте, на Ваш вопрос отвечает Екатерина Клевошина. К сожалению, моя информация Вам уже не пригодится. Прошу прощения! Надеюсь, что мой ответ пригодится другой маме, так как вопросы, которые Вы далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/1.2561752796173 1.2821769714355