Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Формирование воли у детей младшего школьного возраста.

Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / Формирование воли у детей младшего школьного возраста

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Формирование воли у детей младшего школьного возраста

Формирование воли у детей младшего школьного возрастаВ свете нового педагогического мышления признается приоритетность гармоничного воспитания человека перед различными видами его обучения. Важно выявить психолого-педагогические основы гармоничного воспитания детей, подростков и юношей в процессе осуществления ими трудовой, игровой, учебной, спортивной и др. видов деятельности, изучить содержание, строение, взаимосвязь и развитие этих видов деятельности, определить пути и средства целенаправленного формирования субъекта сознательной деятельности и творческой личности школьников.

Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, должно помочь осознать действительность как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям и подводить личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего своей волей и ответственностью. Поведение такой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку приобретает другую ипостась — отношение к самому себе. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

На пороге школы у ребенка возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением его внутренней позиции — новое отношение к себе, к своим обязанностям. В его жизнь входит систематический труд. Этот труд требует усилий, направлен на достижение результата. Оценивается теперь результат действий, а не намерения. У детей складывается способность оценивать себя, неудачи, личностные качества в учении, в труде. Эти достижения следует рассматривать как шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем.

В практике школьной жизни часто приходится сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями детей на оценки, на трудности в учебной работе. Эти реакции являются показателем неблагополучия в воспитании ребенка, несформированностью у него трудолюбия. В воспитании ребенка мы постоянно требуем, оцениваем, не научив способам выполнения требований. А ведь часто причиной неуспешности школьников являются неразвитые волевые качества: самостоятельность, невоспитанное чувство ответственности, неумение доводить дело до конца, то есть неготовность младшего школьника к труду. По исследованию А. А. Реаан, безответственность (84%) среди социально незрелых подростков, негативное отношение к труду — одно из центральных образований криминальной личности. Именно эти дети попадают в группу риска. Они не заинтересованы в учении и в труде, у них отсутствуют необходимые навыки преодоления трудностей.

По нашим исследованиям (выборка 100 человек детей старшего дошкольного возраста), 39% детей дошкольного возраста занимают пассивную позицию к труду. Это отношение сопровождается отрицательными эмоциями и характеризуется следующими высказываниями: «трудно», «не хочу», «заставили». Характерно наличие отрицательной мотивации. Волевой компонент «надо» имеет место только в 12 случаях, из них 10 — с отрицательной эмоциональной окраской.

Отмечается недостаточная сформированность послушания, слабая выраженность позиции «Я сам», начал волевых качеств: самостоятельности, ответственности, целеустремленности. В то же время, обследование детей из воцерковленных семей показало, что в пяти случаях из шести у них сформировано трудолюбие, послушание на фоне высокого показателя активности.

Полученные выводы позволяют говорить о том, что уже у ребенка дошкольного возраста необходимо создавать условия для формирования трудолюбия, что послужит важнейшей предпосылкой успешного обучения в дальнейшем.

Опираясь на отечественные традиции воспитания, следует отметить, что важным условием развития воли, а вместе с тем и преодоления пассивности, формирования готовности к труду считается такжеформирование послушания.

Послушания проявляются в поведении (выполнение нравственных норм, правил) и в деятельности (выполнение поручений). Механизм послушания — развитие волевого усилия. Следует отметить, что этот механизм не имеет ничего общего с безусловным повиновением, когда ребенку не оставляют возможности собственного убеждения в правоте дела.

Бытует мнение, что послушный ребенок — это подавленный ребенок, что из него вырастет пассивный, зависимый человек у которого отсутствует воля.

Так ли это? Издавна, еще в древнерусских сборниках: Пчелы, Прологи, Златоусты, Измарагды и Домострой настойчиво проводилось, что любовь и добрые дела есть основание человеческой жизни. Послушание в русской христианской традиции рассматривается как добровольное выполнение обязанностей по отношению к другимлюдям и к себе. Это и бытовые, и учебные, и трудовые послушания. Их назначение — ограничение от самовольства, ограждение от соблазнов и от матери всех пороков — праздности. Его назначение: ограничение самовольства (что-хочу-деланье), ограждение от праздного времяпрепровождения.

Конечно, удовлетворение первичных естественных потребностей ребенка (пить, есть, спать, играть) является одной из функций родителя, но здесь очень важно отследить грань, где начинает проявляться «что-хочу-делание», чрезмерное удовлетворение этих потребностей — своеволие. Вот здесь и нужно начинать воспитание сильной воли ребенка — учить побеждать естественные чрезмерные желания (воления) подчинением моральным нормам и правилам поведения, которые должны изначально присутствовать в каждой семье. Если ребенок не сможет сопротивляться своим желаниям, у него возникнет зависимость от естественных потребностей, он будет находить всевозможные уловки, чтобы избегать поручений родителей и выполнения обязанностей. Поиграть в компьютер, пролежать в кровати, выполнить поручение кое-как, лишь бы отделаться, и т. п. — ребенок становится пассивным. Хочется еще раз напомнить, что воспитывать послушного ребенка нужно правильно и осторожно: необходимо разъяснять смысл тех или иных поступков, ценностей человеческой жизни с тем, чтобы у ребенка сложилось убеждение в правильности сделанного им выбора (выбор должен быть свободным), необходимо учить принимать самостоятельные решения, когда не будет возможности с кем-либо посоветоваться. Роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению способностью принимать или отвергать побуждения. Этот путь бесконечен, воспитание лишь открывает путь и учит идти. И главные путеводители на этом пути — моральные чувства: стыд, любовь к другим людям, работа совести. Воспитание в этом отношении заключается в развитии воли, умения сдерживать себя. Именно в это время желания ребенка должны направляться на добро, а не на зло.

Но рекомендуется правильное и осторожное применение послушания. Важно не лишить ребенка самостоятельности, но вместе с тем учить ребенка с кем-либо советоваться.

Пассивность ребенка, несамостоятельность, безответвенность, низкий уровень целеустремленности во многом обусловливают недостаточную активность будущей учебной деятельности и сдерживают личностное развитие ребенка. Своевременно сформированное положительное отношение к труду, становление волевой регуляции ребенка станет условием самоактуализации взрослого человека. При этом важнейшим условием является конструктивное взаимодействие в альянсе «Родитель—Ребенок», основанное на любви и доверии.


* * *

1. Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003.

2. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.

3. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. СПб., 1996.

4. Христианское воспитание детей. По благословлению Святейшего патриархата Московского и всея Руси Алексия второго, 1993.

Автор: Курникова Л.П.

http://azbyka.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвянocтo пять минуc вoceмь
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Лидия
Доброй ночи! Маленькой 8 мес.Подскажите пожалуйста что делать если она капризничает у себя в кроватке и просится к нам , это бывает в любое время ,отказывать ей или брать, просто боюсь как бы не приуч...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, извините за нескорый ответ. Я думаю, что 8-ми месячный ребенок с трудом будет переносить отлучки мамы на кухню. У дочки пока работает принцип "чего я не вижу - того не существует", и ей далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.09720778465271 0.10889101028442