Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Как научить детей сотрудничать. Общие вопросы воспитания.
Авторский материал
Авторский материал

Как научить детей сотрудничать

Вера ЛАЧИНОВА

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОТРУДНИЧАТЬ

Обычно это случается с малышами года в два - два с половиной. Вчера еще ребенок сопровождал любые действия истошным «ся-а-ам!» и гордо натягивал варежки вместо носков, а шапку наизнанку. А сегодня вдруг он протягивает ее маме и ждет, когда та завяжет шнурки, застегнет пуговицы и покормит его из ложки. Капризы? Очередное упрямство? Совсем нет. Наоборот, малыш дорос до следующего этапа в своем развитии - он готов начать учиться делать «вместе» - то есть сотрудничать.


К сожалению, взрослые часто упускают этот момент, не обращая на него должного внимания. Ведь сделать это очень просто. Пару раз одернуть: «Давай сам, ты же хотел - вот и делай. Потренируешься - и будет лучше получаться!» - и порыв крохи угаснет. А он был так важен!


Это не значит, что пришло время превратить ребенка снова в беспомощного младенца и делать все за него. Это было бы другой крайностью, которая столь же не полезна для малыша.


Это значит, что пришло время признать в малыше равноправного партнера во всех делах, которые вы делаете вместе. Ведь именно это и есть - сотрудничество. Просто скажите «Вот это у тебя получается просто замечательно! А вот в этом, наверное, тебе нужно немного помочь?

Дети, не прошедшие этот этап с мамой, не научившиеся сотрудничать и делать что-то - самое простое и примитивное - в кругу семьи, испытывают потом большие затруднения практически всю жизнь. В школе они с большими сложностями осваивают схему «выслушай объяснения учителя, посмотри, как надо - и потом только делай». вместо этого они, получив задание и не дослушав до конца, начинают делать что-то свое. В результате - ярлык «невнимательного торопыжки» и сниженные отметки. Став взрослыми, они во всем полагаются только на себя, крайне редко и очень болезненно обращаются за помощью, не умеют работать в команде, распределять обязанности с коллегами…

Специалисты, занимающиеся изучением способностей, отмечают, что любой человек проходит в их развитии три обязательных стадии. Первая - делает что-то инстинктивно, опираясь на чисто физиологические реакции. Вторая - он учится тому, как «надо», как принято и как «правильно». И третья, самая высшая, когда к «принятому» он может добавить свою индивидуальность, свой стиль, свои находки. Так, начиная рисовать, малыш размазывает по листу краски, не думая ни о результате, ни о сочетаниях, ни о пропорциях, ни о схожести изображения с реальностью. Затем он начинает учиться рисовать «правильно»: линии, тени, перспектива, цвета и оттенки. А тот, кто поднимется на третью ступень, станет настоящим художником.

Так и в сотрудничестве. Сначала кроха кричит «я сам», отвергая любую помощь и поддержку, и делает так, как у него получается. А затем, становясь старше, готов узнать от родителей, что же это значит, когда тебе помогают, когда ты делаешь дело совместно с другими людьми.
Получаемые дома уроки сотрудничества малыш несет дальше - сначала в детский сад, затем в школу, а потом и во взрослую жизнь. Если в коллективе ваш ребенок испытывает затруднения, обратите внимание на то, как вы ведете себя с ним дома. И, конечно, помогите ему с помощью простых и веселых игр наладить контакт и научиться жить, учиться, дружить и работать вместе с другими детьми.


«Рецепт приготовления друга»


В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно - с большой группой. Она поможет детям понять, кого и почему они хотели бы видеть своим другом, а заодно и узнать, какие качества ценят в друзьях другие люди. Возможно, это заставит их задуматься, а какие качества и черты характера есть у них для того, чтобы с ними было интересно окружающим.
Раздайте участникам игры бумагу и карандаши. Пусть они или нарисуют, или составят список того, из чего должен состоять идеальный друг. Например, у меня на занятиях один мальчик составил такой рецепт:
«- Улыбка
- два карих глаза
- коричневые волосы
- джинсы и свитер
- сильные ноги и футбольный мяч
- любит играть в Бионикла и ходить в Макдональдс
- веселый и не нюнится»
так что в рецепт можно включать что угодно. Обычно дети начинают с внешности, поэтому подскажите им, чтобы они включили и другие - внутренние - качества.

Услышать другого и понять


Одной из важных составляющих сотрудничества является умение сочувствовать другому человеку. Достичь этого можно, пробудив в ребенке интерес к тому, что чувствует и как мыслит другой человек. Мы можем учить его ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры, воспитанного в другой традиции. Сегодня, когда детские коллективы становятся все более интернациональны и интеркультурны, это дает детям еще больше шансов развить в себе эмпатию.
Поговорите как-нибудь с ребенком о том, как и почему ведут себя его одноклассники. Обратите его внимание на разницу в их реакциях, словах, поведении в одной и той же ситуации. Подтолкните его к тому, чтобы он обращал внимание больше на внутренние мотивы, а не только на их внешние проявления. Этому очень помогают разговоры ребятишек «за жизнь». Ведь когда дети в спокойной обстановке разговаривают о своей жизни, идет важный процесс, когда они могут увидеть мир глазами другого человека.
При этом будет замечательно, если вы сможете донести до детей мысль о том, что на свете есть множество способов выражать свою любовь, внимание, заботу, заинтересованность. Замечали ли вы, что некоторые люди всю жизнь проводят в поисках только одного, определенного проявления любви, и нигде его не находят, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми способами, кроме искомого? Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления (как и других чувств) - важная составляющая взаимодействия, сотрудничества, да и просто человеческого счастья.

«Волшебный стул»
Чтобы сотрудничество было продуктивным, человек должен уметь замечать сильные и слабые стороны в другом человеке и, распределяя фронт работ, учитывать подмеченное так, чтобы каждый мог проявить себя с лучшей стороны - тогда результат будет выше и легче достигаем. Хотя иногда приходится указывать человеку на его недостатки, всем бывает гораздо приятнее, когда другие замечают и хвалят их достоинства.
В предлагаемую игру лучше играть хотя бы небольшой группой, но если вы играете дома со своим ребенком, можно сажать на стул его воображаемых друзей или одноклассников и вспоминать их сильные черты и умения.
Правила игры: по очереди каждый из ребят садится на Волшебный стул. Все остальные, по очереди, говорят о каких-то замеченных ими его достоинствах, умениях, начиная со слов: «Петя, мне очень нравится, что ты… (красиво пишешь, утром вежливо со всеми здороваешься, аккуратно причесан, любишь животных, играешь с маленькой сестричкой, добрый и т.п.)». после того, как все высказали свои добрые слова, на стул садится следующий ребенок.
Когда все дети посидели на Волшебном стуле, во втором круге все говорят добрые слова заново (можно повторяться), и - при желании - могут добавить: «И еще я был бы очень рад, если бы ты… (не грыз ногти, помог мне решить задачку по математике, не разбрасывал вещи и т.д.). замечание это добавлять вовсе не обязательно!

Конечно же, умение понимать и чувствовать другого человека начинается дома. Если родители предлагают малышу присмотреться к тому, как чувствуют себя окружающие и показывают пример поведения, соответствующего обстоятельствам - малыш быстро этому научится. Например, если папа говорит крохе воскресным утром: «Знаешь, мне кажется, что устала и хочет еще немного поспать. А ты уже проснулся и хлчешь играть. Давай придумаем какую-нибудь тихую игру, чтобы и мама отдохнула, и тебе не было бы скучно» - малыш получает урок, как сочетать свои интересы с интересами взрослых.и вряд ли можно ожидать подобного от ребенка, который в той же ситуации привык слушать окрик: «А ну, сиди тихо! Мы устали, спать хотим! Возьми порисуй, и чтоб ни единого звука!»

Умение сотрудничать включает в себя и навык понимания того, в каком настроение и состоянии пребывает твой партнер. Следующая игра поможет ребятам приобрести этот навык и потренировать его. Играть в нее может сколько угодно людей любого возраста.
«Передай настроение»
играющие встают в круг. Тот, кто начинает игру, загадывает настроение и изображает его (например, радостная улыбка и открытые объятия или ссутулившийся, с хлюпающим носом и т.п.) сосед справа должен повторить его изображение и назвать настроение. А затем изобразить свое - и так дальше по кругу.


Правление домашними делами


Конечно, в умении слушать и слышать другого опыт семьи незаменим. Хотим мы того, или нет, дети повторяют нам, перенимая наш стиль общения.
Так что, посмотрев на место, отведенное ребенку в семейной структуре, можно с точностью предсказать, какие проблемы в общении и совместной работе с окружающими его ждут. Если маленький человечек растет в обстановке, когда учитывают его мнение, его вкусы, его интересы, включают его в обсуждение общесемейных вопросов, выслушивая его мнение по поводу того, например, что делать в выходные, как обставить его комнату и т.п. - вырастая, он также будет, скорее всего, спокойно и открыто обсуждать все вопросы, выслушивая мнение всех заинтересованных сторон.
Один из уроков сотрудничества, который мы редко, к сожалению, преподносим своим детям, это… помощь в домашних делах: уборке, готовке, стирке, выносе мусора, выгуливании собаки. Нет, наверное, на свете ребенка, который, будут совсем маленьким, не стремился бы помочь маме в ее домашних хлопотах. Конечно, на первых порах неизвестно, чего в этом больше - помощи или наоборот, помехи. Но если мама находит крохе занятие по силам: сыпать порезанные овощи в кастрюлю с супом, складывать белье в стиральную машину, держать совок, пока на него заметают мусор, он быстро научается и действует дальше довольно ловко и правильно.
Одна моя коллега с удивлением рассказывала, как ей удалось решить проблему уборки детской. «однажды я просто предложила своему семилетнему сыну выбрать, какую часть работы по приведению квартиры в порядок он готов взять на себя. И он ответил: я буду пылесосить. А игрушки? А я не знаю, как их складывать. Так что у тебя лучше получится. С этого дня проблем с уборкой у нас нет. Мы просто договариваемся сначала, кто что будет делать - и быстро выполняем». И таким образом можно распределять практически все домашние дела - это замечательный пример сотрудничества ребенка с родителями, который потом он сможет перенести во взрослую жизнь.

«Домашнее королевство»


Часто дети отвергают правила, соблюдения которых требуют родители, только из-за того, что они навязываются им. Если те же правила будут исходить от самих детей, они будут соблюдать их гораздо охотнее. Чтобы создать эти правила, сыграйте в «домашнее королевство». В эту игру можно сыграть вдвоем с ребенком, а можно включить в нее всех членов семьи. Итак, говорите вы ребенку, представь себе, что волшебным образом мы все стали королями в этом маленьком домашнем королевстве. Границы его - наша квартира (комната, класс, дом, дача и т.д.) чтобы оно могло нормально существовать, надо издать Свод его законов. Вот всем бумага и карандаши, напишите каждый свой список законов и правил поведения на этой территории».
Когда Свод каждого будет готов, зачитайте его вслух. Обсудите, какие правила совпадают. Какие - противоречат друг другу. Какие могут быть выполнены без вреда для окружающих и всех членов семьи, какие - могут кому-то не нравится или мешать (например, громкую музыку можно слушать, когда бабушка с малышом уходят гулять, а игрушки из гостиной убираем к приходу родителей с работы).
Обсудив все правила, составьте Единый Свод Законов вашего дома.
Кстати, не забудьте придумать и штрафы за их нарушения.

Доверяя людям и самому себе


Есть дети, которым трудно почувствовать свою общность с другими из-за застенчивости и низкой самооценки. Они боятся, что другие обнаружат их слабые стороны и станут использовать это против них. Поэтому они пытаются держаться от всех в стороне. Часто у них уже есть подобный негативный опыт и требуется много терпения и внимания, чтобы они научились существовать и сотрудничать на равных с другими людьми. Когда же они понимают, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки, что каждый является неповторимой личностью, они легче находят с другими общий язык.
Есть дети, которые изначально в семье привыкают не доверять окружающим: и людям, и миру в целом. Они доверяют лишь тем, кого уже знают, уже проверили, считая, что их можно не бояться: они не подведут и не обманут. И логически - это правильно. Как можно доверять, не зная человека, не съев с ним хотя бы ложку соли? Но такая логика неверна. Ее неправильность вот в чем: нельзя ждать от нового знакомого подтверждения того, что вы можете ему доверять, при этом изначально ему не доверяя. Он же чувствует ваше недоверие и тоже не доверяет вам. Ведь не ответите же вы искренностью тому, кто лжет?
Понимание начинается тогда, когда мы снимаем с себя все маски и обнажаем душу. И это касается детско-родительских отношений также, как и всех прочих - показать себя ребенку таким, какой я сейчас есть: со всеми моими страхами и сомнениями, со всеми своими неуверенностями и зависимостями. Дети, которые приобрели такой опыт в семье, не боятся быть открытыми и свободными в общении и со сверстниками, и с учителями.

Щепки на воде


Эта игра поможет детям научиться доверять и поддерживать друг друга. Группа делится пополам, все дети встают друг напротив друга в две линии. Расстояние между рядами - чуть больше вытянутой руки. Попросите детей представить, что они - вода одной реки. По реке поплывут щепки. Один ребенок отправится сейчас в путь, он сам решит, как будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно продвигаться по течению. Или кружиться и нырять то вверх, то вниз. Или двигаться, хаотично бросаясь от одного к другому берегу. Вода должна помочь каждой щепке благополучно доплыть до конца, аккуратно и нежно направляя ее. Когда один ребенок достиг середины реки, в путь отправляется второй, и т.д.дойдя до конца, дети становятся рекой.


Сам по себе или - вместе


Наиболее значимой группой для детей до подросткового возраста является, разумеется, их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них оказывается принадлежность и к другим группам: классу, спортивной команде, дворовой компании. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко и «плохое» поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью неадекватного поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, им, как ни странно, необходимо признание их «личной истории». Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что умеют, что могут, какими видят окружающих, чему стремятся научиться. Но часто не умеют делать это, и другим кажется, что они хвастаются, задаются и воображают о себе бог весть что. Если вы заметили эту особенность у своего ребенка или у кого-то из его товарищей, помогите ему научиться открыто и спокойно, без похвальбы и, тем более, агрессии, говорить о своих достоинствах и демонстрировать их окружающим.

«Островок в океане»

Эта игра поможет детям научиться находить общее решение, помогать, поддерживать друг друга. На полу нарисуйте или выложите шнуром круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Задачу можно видоизменить, составив круг из стульев сиденьями внутрь, чтобы дети могли садиться друг другу на колени. Ребята должны придумать и разместиться в ограниченном пространстве так, чтобы пробыть в этом положении хотя бы 20-30 секунд.

Перепечатка или копирование данного материала возможны только с согласия автора.



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк oдин плюс чeтыpe
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: сотрудничество  дружба  дети 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Золотилина Юлия
Екатерина, здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста что делать? Сыну 1 годик. Он стал засыпать в 11-12 ночи, а вставать утром в 10-10.30.(Раньше будить не получается) Я так мучаюсь когда его спать ночью ...

Бурмистрова Екатерина
Скажите пожалуйста, а он случайно папу с работы не дожидается? В любом случае если режим сдивинулся смещать его обратно можно только если будить в "детское" время. Ну хотя бы в 9. Понимаю, что это неп далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.054898738861084 0.068121194839478