Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / Правда и вымысел: почему дети должны фантазировать
Правда и вымысел: почему дети должны фантазировать
У меня была одна и та же учительница в 1 и II классах. В начале второго года она сказала нам, что теперь ее зовут не мисс Блэкбери, а миссис финн. Она была красивой, доброй и веселой, и я ее обожала. К тому же у нее, оказывается, был роман! Через несколько недель после того, как я узнала эту потрясающую новость, я сказала своим родителям, что мистер Финн заходил к нам в школу. "Он высокий, черноволосый и с большими усами, и ему очень понравилась лодка, которую я делаю из дерева",- объявила я.Я чуть не сошла с ума от радости, когда мои родители пригласили мистера и миссис Финн на обед. В какой-то момент моя мать сказала: "Эда рассказывала нам, мистер Финн, в каком восторге был класс, когда вы туда пришли". Учительница и ее муж были озадачены этим сообщением и быстро сменили тему разговора. После, когда я уже спала, миссис Финн рассказала моим родителям, что она показывала в классе фотографию мистера Финна, но он никогда не приходил в школу.
Позже я слышала эту историю множество раз. Я знала, что миссис Финн никогда не лгала, однако я видела мистера Финна в классе с такой ясностью, с какой я не могу вспомнить многие события моего детства. Он был такой красивый и так улыбался! В раннем детстве желание, чтобы что-то было правдой, делается все более реальным, даже более реальным, чем на самом деле.Когда у меня самой был маленький ребенок, я старалась помнить об этом всегда. Многих родителей пугает, когда ребенок рассказывает о том, чего на самом деле не было. Мы спрашиваем себя, не растут ли наш сын или дочь закоренелыми лжецами, но наши волнения напрасны. Научиться отличать фантазию от реальности - это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок. Что можно сделать, если четырехлетний ребенок приходит домой из детского сада с заводной машинкой в кармане и говорит, что ее ему подарила воспитательница? Не принесут никакой пользы и обидят ребенка слова: "Ты меня обманываешь". Гораздо полезнее будет сказать: "Я думаю, нам лучше спросить у миссис Бейтман. Может быть, ты ее неправильно понял, а может, тебе так хотелось, чтобы у тебя была такая машинка, что ты вообразил, что она тебе ее подарила".
Если мы избегаем слово "лжец", это не говорит о нашем равнодушии или безответственности к поступкам ребенка. Нехорошо брать вещи, которые тебе не принадлежат; нехорошо говорить, что старшая сестра ударила няню, когда она этого не делала; нехорошо даже придумывать истории о том, как ты героически убил льва, сбежавшего из зоопарка, и настаивать на том, что это правда. Но если мы называем это ложью, ругаем и наказываем ребенка, мы без особого труда лишаем его навыков самому оценивать свои поступки, не даем ему возможности научиться этому.В наших силах помочь детям понять, насколько наши желания могут влиять на наши мысли. Например, вы говорите: "Я могу представить, как сильно тебе хотелось новую куклу, если ты действительно поверила, что тебе ее подарили. Но ты сама понимаешь, что ошиблась, и нам придется ее вернуть". Или после инцидента с няней: "Дети часто злятся на старших сестер и хотят, чтобы им попало. Я думаю, ты вообразил, что она ударила няню". В ответ на рассказанную историю о поединке с царем зверей: "Маленьких многое пугает. Когда ты воображаешь, что поймал льва, ты чувствуешь себя большим и сильным".
Подобные ответы показывают ребенку, что мы понимаем, как сильно желание может влиять на воображение, оно помогает отделить их от реальности. А главное, не уязвляет самолюбия ребенка.Если мы будем настаивать на открытой конфронтации, мы создадим излишние поводы для борьбы и ничего не добьемся. Поскольку дети всех возрастов борются за полную свободу и независимость, вопрос о том, врет ребенок или нет, перерастает в вопрос о власти, и противодействие вашему воздействию на его поведение возрастает.
Неспособность провести грань между фантазией и реальностью сохраняется, пока ребенку не исполнится 7-8 лет, однако проблемы, связанные с этим, могут оставаться и потом. Когда мне было около тринадцати лет, я ходила каждую пятницу вечером в школу танцев. Это был один из самых ужасных кошмаров моей юности. Даже сейчас, спустя сорок с лишним лет, меня пробирает дрожь, когда я вспоминаю страх и отчаяние, что меня не пригласят на танец. Однажды вечером я принесла домой большую коробку конфет и рассказала родителям, что один из самых красивых и популярных мальчиков проводил меня домой и купил мне конфеты.Мои родители оставались в заблуждении, пока в конце месяца не получили счет из кондитерской. К кошмару танцевальных вечеров добавилось чувство стыда. Я прекрасно понимала, чем фантазия отличается от реальности, но эмоциональные потребности были сильнее и было трудно удержаться от стремления приукрасить реальность. Меня не наказали за мой обман, и понимание, с которым отнеслись ко мне родители, научило меня большему, чем многие из лекций по детской психологии, которые я слушала позже.
По мере того как дети взрослеют, они обретают больший контроль над потребностью изменять реальность, в особенности если их жизненный опыт приносит большее удовлетворение и успехи. Но существует большое "если". Беседуя с группой молодых заключенных об их детских переживаниях, я с удовлетворением отметила, что, когда реальность становится непереносимой, ребенок заменяет ее фантазией. Многие из этих мужчин и женщин согласились с тем, что фантазия и реальность настолько перемешались в их сознании, что иногда они с трудом могли вспомнить, как оказались в тюрьме.Когда фантазия полностью заполняет сознание, заменяя собой реальные действия и отношения, она порабощает. Не возникает сомнения, что в таких случаях профессиональная помощь необходима. Я остановилась лишь на малой части рассказа о том, какую роль играет фантазия в человеческой жизни. Было бы крайне печально, если бы нам пришлось рассматривать ее как нечто проходящее, то, что ребенок перерастает. Это совсем не так. Фантазия - источник наиболее глубокой и творческой духовной жизни человека.
Я часто проводила групповые дискуссии с родителями, и меня всегда злило, когда некоторые из них приходили в расстройство от того, что учительница называла их ребенка фантазером. Считая это серьезным обвинением, они крайне смущались, когда я отвечала: "Как это замечательно!" Как было бы тоскливо жить на земле без фантазеров - никакой музыки, никакой живописи, никакой науки, никакой любви! Чтобы убедиться в этом, рассмотрим некоторые положи" тельные аспекты фантазии в человеческой жизни.
1. Фантазия помогает осознать наши действительные чувства.Родителям она может помочь лучше понимать детей. Один отец заметил, что его семилетний сын почти каждый день рассказывает за обедом о своих подвигах, о том, как он поколотил кого-нибудь во дворе или по дороге из школы домой. Одна мать сообщила, что каждый раз, когда учитель дает задание написать сочинение, ее одиннадцатилетняя дочь почти всегда пишет о мальчиках или мужчинах, с которыми происходят захватывающие приключения. Возможно, мальчик чувствует, что он слишком застенчив и тих и это разочаровывает его отца, который хочет, чтобы у него был более агрессивный и сильный сын; а девочка сильно подозревает, что ее матери хочется, чтобы, когда она вырастет, она занималась только шитьем, стряпней, вязанием и уходом за ребенком. Увлечение ребенка определенными фантазиями дает родителям возможность помочь сыну или дочери разобраться в чувствах, которые могут быть крайне ошибочными. Отец мальчика мог бы проявить больший интерес к увлечениям сына музыкой или математикой, а мать девочки могла бы объяснить дочери, что сегодня женщины могут быть предприимчивыми в различных областях жизнедеятельности и совсем не обязательно, чтобы они занимались только домашними делами.
2. Фантазия помогает осознать и признать существование некоторых чувств, которых мы стыдимся."Мне приснилось прошлой ночью, что тебя и папу убили и я очень испугалась",- сообщает пятилетняя дочь матери за завтраком. Несколько дней спустя она говорит: "Сегодня в детском саду я испугалась. Я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в ужасную аварию на машине". Когда подобный рассказ повторяется в третий или в четвертый раз, родители могут предположить, что девочка за что-то сильно злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чувствами. Фантазия стала безопасным клапаном, через который она выражает чувства, которые не может осознать непосредственно. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: "Иногда нам кажется, не злишься ли ты на нас за то, что мы так много времени проводим с новорожденным?" В том случае, если предположения родителей действительно реальны, у девочки исчезнут фантазии об убийстве.
3. Фантазии помогают пережить периоды неизбежных лишений.
Я не знаю другой истории, которая иллюстрировала бы этот факт более наглядно, чем дневник Анны Франк, девочки, которая, будучи лишена нормального детства, мечтала, писала рассказы и жила богатой духовной жизнью. Она достигла высот человеческого сознания и чуткости, которые воодушевили миллионы людей.Не столь драматично, но все мы переживаем периоды лишений и страданий, и часто именно фантазия помогает нам выстоять и продолжать жить интересно и увлеченно. Вот пример. Семилетний мальчик переезжал из одного места в другое, так как его отец менял место работы. Он воображает, что на старом месте у него остались замечательные друзья. Фантазия помогает ему чувствовать себя менее одиноким и потерянным в новой школе, с новыми соседями. Девятилетняя девочка лежит на больничной койке после операции на бедре и воображает, что она дома завтракает со своей семьей, бегает и прыгает через скакалку с подругами. Фантазии помогают ей легче перенести боли. Когда мы грустим или наши проблемы кажутся нам непреодолимыми, фантазия дает нам надежду, спасает нас от отчаяния. 4. Фантазия обеспечивает нам приватность. Мы живем в перенаселенном, шумном, лихорадочном мире, который постоянно отрицательно воздействует на каши мысли и чувства. Конкуренция является жизненным фактом, в особенности в жизни наших детей. Мир, в котором дети свободно гуляют по полям и лесам, в наше время стал легендой. Даже когда мы помогаем детям, погруженным в фантазирование, мы также должны проявлять чуткость, знать, что иногда им надо побыть наедине. Каждому из нас нужна определенная свобода в собственных мыслях.
Для ребенка, который правильно развивается, не лишен радостей действия и общения, одиночество - время, когда он может мечтать о своем, время, которое во многом влияет на становление его духовной жизни.Многие родители с трудом переносят, когда ребенок остается наедине со своими мыслями. При виде десятилетнего ребенка, который после школы лежит на кровати и глядит в потолок, мы можем, совершенно не задумываясь, правы мы или нет, сказать: "Не лежи просто так, займись делом!" Или подросток спокойно качается в гамаке, погруженный в свои мысли, в то время, когда мы подстригаем газон или красим изгородь: не думая о том, что мешаем ему, мы возмущенно вопрошаем, как нам удалось произвести на свет подобного бездельника. Следует помнить, что сегодняшние дети проводят большую часть времени в состоянии неистовой активности и им нужно восполнять свои духовные ресурсы за счет фантазии. Помимо этого, фантазия - необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.
5. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.Еще одно воспоминание детства. Я сижу ночью в постели и воображаю, что я взрослая и участвую в одном из приемов, подобных тем, какие устраивали мои родители. Я так изысканно общалась с гостями, так владела собой, что потом, уже будучи взрослой, встречаясь на приеме с необычайно родственными и близкими людьми, я неожиданно испытывала чувство deja vu - я уже была здесь!
Ролевая игра маленьких детей представляет собой своего рода подготовку к будущим событиям, к взрослой жизни. Когда маленький ребенок изображает маму, папу, доктора, полицейского или летчика, это позволяет ему лучше почувствовать, что из себя представляют эти взрослые роли. Проигрывание ролей помогает ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Например, пятилетней девочке предстоит через несколько дней лечь в больницу для удаления миндалин. Играя со своими братом и сестрой, она говорит: "Ларри, ты будешь доктором. Джоанн будет маленькой девочкой, а я буду мамой. Маленькая девочка боится и плачет. Мама говорит: "До свидания, я вернусь завтра и принесу тебе мороженого". Доктор говорит: "Пора спать. Когда ты проснешься, твое горло будет сильно болеть". К тому времени, когда произойдет настоящая операция, малышка преодолеет многие из сопутствующих ей страхов и тревог с помощью фантазии.Невозможно подготовиться ко всем травмирующим событиям, но ролевая игра может помочь "вынуть у них жало". Когда моей дочери было около четырех лет, она упала и сильно поранила руку о ржавую банку. Рана была глубокой и сильно кровоточила, и я была очень перепугана, когда мы принесли ее в переполненный пункт "скорой помощи". В течение последующей недели, когда у дочери начались ночные кошмары и она стала очень пугливой, мы играли в "больницу" каждый день. Мы использовали кукол-марионеток для изображения испуганной девочки, истеричной мамы, глупой медсестры, которая без устали повторяла: "Не плачь, ты уже большая", и усталого доктора, который ничего не объяснял. Это проигрывание помогло преодолеть страхи.
6. Фантазия - необходимая составляющая творчества.Безусловно важно, чтобы ребенок хорошо различал фантазию и реальность, но, если бы это различие когда-нибудь стало слишком четким, человеческий прогресс остановился бы. Ученый должен представлять себе невозможное, художник должен помочь другим это представить, а все влюбленные доказывают, что невозможное возможно! Фантазеры потрясают основы мироздания и изменяют мир.
В прелестной детской книжке Марджери Вилльямс "Плюшевый кролик" кролик спрашивает лошадку: как узнать, настоящий ли он, нужно ли его для этого разобрать? Игрушечная лошадка отвечает: "Ты настоящий не потому, что из чего-то сделан, а потому, что с тобой что-то происходит. Когда ребенок долго-долго тебя любит, не просто играет с тобой, а любит тебя по-настоящему, ты становишься на стоящим".В конце концов существует неизбежная и необходима; связь между фантазией и человеческой способностью к любви - и это самое важное из всех фактов человеческой жизни
Эда Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии